На кладбище Южная Маймакса в храме Богородицы «Споручница грешных»

Каждую субботу на кладбище «Южная Маймакса», в храме, освященном в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных», служится Божественная Литургия, после которой традиционно совершается заупокойная панихида.
Сегодняшнее богослужение совершил иерей Андрей Дорофейчев. По окончании Богослужения батюшка обратился к прихожанам с проповедью.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Дорогие братья и сестры! В одной из книг Ветхого Завета, Екклесиасте, есть такие слова: «Всему — свое время». Время рождаться, время умирать, время сеять и время пожинать, время скорбеть и время радоваться, всему есть свое время.
Когда священник после Причащения мирян исходит из алтаря и спускается с амвона, места церковной проповеди, то он от лица народа приносит славословие Богу и читает молитву заамвонную, в которой говорится, что «всякое даяние от Бога благо, и всякий от Него дар совершенен, которые исходят от Отца Света, то есть от Бога, и Ему мы воссылаем славу, благодарение и поклонение во все века нашей жизни».
Господь сходит на землю каждый день, на Божественную литургию, где приготавливаемые в начале службы хлеб и вино становятся воистину святыми Телом и Кровью Христовыми. Под видом простой для нас пищи мы причащаемся, оживотворяемся и соединяемся с нашим Богом.
«Всякое даяние благо», то есть все, что дает нам Господь , оно есть благо. В одном древнем Патерике есть такая история. В одно время жил материально бедный человек. Жил в холоде и голоде, одним словом, он был нищий. Но при всем этом он всегда старался помогать окружающим себя людям: кому-то по дому помогал, кому-то мог дрова наколоть или воды принести и делился своим скудным имуществом с ближними. Ему было приятно делать добрые дела, ведь это было его воспитанием еще с младенчества, и потому он не гордился своей этакой особенностью, но скорее относился как к должному. Еще его особенностью было то, что он за все благодарил Бога: «Слава Богу за все, и за скорби и за радости!» — подобно святым подвижникам — говорил он в своих молитвах. И вот однажды его посетил знакомый человек и увидел, в какой нищете тот живет, и с какими слезами он славословит Бога в своей умиляющей сердце молитве. Гость весьма удивился такой молитве и сказал бедняку, что его молитва весьма лицемерна, и что он обманывает Бога ею, ведь как он может в своей нищете благодарить Бога за то, что он так плохо живет, за то, что у него нет богатых друзей, которые бы могли помочь ему, за то, что у него ничего нет и при этом смеет дерзать благодарить Бога за свои богатства. А тот человек обратился к нему и сказал: «Добрый ты человек. Ты смотришь по земному на мою жизнь, но я знаю и верю в то, что Господь Сам предвидел то, что если бы у меня было много друзей, если бы я жил богато, и у меня было много денег и был богатый дом, то я мог творить что-либо ужасное, гряз бы в грехах, в которых гибнут властители земного мира, или разорился бы, а потом спился или еще какие злые дела мог творить… Но Господь меня оградил от всего этого; Господь решил, что я смогу спастись, если я буду жить в нищете и вместо того, чтобы просить помощи буду сам бескорыстно помогать ближним.
Вот видите, какое благое отношение было у того человека. «Всякое даяние благо». И ведь, действительно, Бог все дает нам для того, чтобы мы могли спастись в вечности. Господь дает здоровье, Он посылает нам и болезни. Мы должны научиться радоваться не только тогда, когда у нас есть радости, но, в первую очередь, когда мы имеем скорби, когда нас одолевают лютые болезни, когда отходят в иной мир наши ближние, а это всегда очень трудно дается, это тяжело для каждого здравомыслящего человека. В этих случаях испытывается индивидуально вера каждого, потому что хотя Бог и дает Свои милости человеку, он должен научиться, в первую очередь, благодарить Бога в Скорбях, потому что это нужно для спасения самого человека.
Сегодня в нашем храме была отслужена Божественная литургия. В этом храме она служится только один раз в неделю, в субботу. И мы все равно видим, что на службу собралось мало людей. А в прочие дни мы можем видеть, как в течение дня в храм приходят толпы людей, чтобы поставить свечи или написать записки, чтобы священник помянул живых или усопших сродников перед Престолом Божиим. Но если посмотреть на это явление с духовной точки зрения, то такое отношение весьма легкомысленно со стороны верующих, ведь они приносят записки, чтобы батюшка совершил свое служение, совершил положенные моления, но сами те люди где? Молятся ли они вообще, или помолились, когда писали записки и ставили свечи, но они не молились со всей Церковью! Потому что Христос сказал о церковной молитве, что «где двое или трое собраны во Имя Мое, там есть Я посреди них» (Мф.18:20). В начале службы поются песнопения, антифоны, священник читает молитву, где вспоминаются эти слова, чтобы Господь «призрел на молитвы согласующихся, об едином деле творимых, во Имя Божие». Не просто мы должны в любой день приходить и ставить свечи, и подавать записки, но вместе на Божественной литургии стать «едины сердцем и устами» и вместе со всеми помолиться о почивших и здравствующих родных и ближних. Мы все вместе поем на Литургии «Символ Веры», вместе поем «Отче Наш», молитву Господню — все это показывает нашу соборность, нашу общую веру, нашу родственность между друг другом. Каждый из нас должен прилежать к тому, чтобы хотеть пребывать в Церковном общении с Богом, то есть к церковной богослужебной молитве. Когда нет службы в церкви, мы молимся дома или индивидуально и подобны гребцу, который едет на худенькой старой лодке, гребет тяжелыми веслами и часто устает от перенапряжения. А церковная совместная со всей общиной верующих – иная. Она легкая и быстрая к исполнению. В ней мы уже уподобляемся быстроходному кораблю с хорошим мотором, плывя на котором мы скорее можем достичь спасения. Но не забудьте начальные слова проповеди, что «Всему свое время». Господь дает просимое каждому, но в свое время. Ведь как часто было с нами то, что мы просили Его о чем-то большом для нас и, когда, спустя долгое время, получали, то обращались к Богу со словами благодарности, что Он не дал нам того в тот момент, когда мы просили, так как мы были еще не готовы. Господь благ и он дает право выбора каждому человеку, выбора между путем жизни или смерти.
Я желаю каждому из нас задуматься над сказанными словами, я желаю, чтобы мы были добрее и благочестивее, чтобы мы не предавались суевериям. Прибегайте к Тайнам Божиим, когда во время Литургии Господь преподает свои Тело и Кровь для обожения и спасения человека. Ведь очень печально и грустно для священника, когда нет причастников на службе, когда нет желающих примириться с Богом в таинстве Покаяния. Дай Бог, чтобы ваша молитва была сильна и крепка и была услышана Богом. И еще раз повторюсь, что Господь обращается к каждому из нас, чтобы мы участвовали в Его Таинствах. Потому что, когда мы предстанем пред Богом после разлучения души с телом, то Господь спросит нас участвовали ли мы в Его Таинствах или нет, Причащались ли тогда и достойно ли подготавливались к таинству, когда священник выносил Чашу из Алтаря Господня. Священник каждую Литургию выходит с Чашей из Царских врат ос словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». У каждого из нас должен быть страх Божий, страх перед тем, чтобы не оскорбить Бога.
Божией вам помощи и пасхальной радости, любите друг друга, заботьтесь друг о друге, благодарите Бога за все, что Он нам дает. Бог дает все, но в свое время. Нужно стараться выстоять до конца, научиться держаться за эту земную жизнь, которую дал нам Господь, чтобы мы смогли очиститься от своих грехов и стать сынами Божиими. Если Христос есть в нашем сердце, если Он есть Воскресший Христос, то у нас всегда будет твердая вера и пасхальная радость, некогда будет унывать и печалиться в суете этого тленного мира. Христос Воскресе!